Московское Объединение Конеперевозчиков
140166, Россия, Московская обл., Раменский р-он, Боршева 62А
+7 (916) 879 1818 Пн-Пт 9:00-19:00

Дорожный стресс

Дорожный стресс

В процессе подготовки лошади к транспортировке ветеринарный врач обращает внимание на реакцию организма лошади на специфические раздражители, связанные с погрузкой в автотранспортное средство и дальнейшей транспортировкой; характер поведения лошадей, в зависимости от продолжительности транспортировки; характер процессов восстановления в организме лошадей после перевозок различной продолжительности; возможность применения фармакологических препаратов для предотвращения неблагоприятных изменений в организме лошадей во время погрузки и транспортировки.

Подготовка к перевозке

Использование транквилизаторов в установленных дозах позволяет сократить трудоемкость процесса погрузки, предотвратить перевозбуждение и травматизм лошадей, способствует сохранению нормального функционирования центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата при транспортировке.

Подготовка лошадей к транспортировке должна начинаться с полутора-двух лет (молодых лошадей постепенно приучают к погрузке, к транспортному средству и перевозке, начиная с малых расстояний). Подготовка к непосредственной транспортировке должна включать в себя уменьшение рациона кормления, уменьшение физических нагрузок, раскование лошадей.

Специфические раздражители

Погрузка и транспортировка лошадей вызвает в организме животных развитие стрессовой реакции, характерной особенностью которой является отсутствие фазы резистентности, то есть сразу после фазы тревоги, длящейся до 48 часов, наступает фаза истощения.

При погрузке и транспортировке лошадей на их центральную нервную систему действует комплекс разнообразных сильных раздражителей. Нервная система лошади реагирует исключительно остро на моменты вступления на трап, особенно если он имеет большой угол наклона или прогибается, на начало движения машины, изменения скорости, повороты, толчки.

При этом в организме лошади развиваются явления транспортного стресса. В начальной стадии движения автомобиля наблюдается совпадение моментов наибольшей вибрации автомобиля и учащения тремора (непроизвольного ритмичного движения конечностей, головы, языка и других частей тела, возникающие вследствие поочередного сокращения мышц-агонистов и мышц-антагонистов), пульса и дыхания лошади. При медленной осторожной езде, даже по неровной дороге, наблюдается тремор корпуса лошади, хотя и  большой по амплитуде, но не очень частый, дыхание и сердечная деятельность близки к норме. Усиление и учащение тремора корпуса лошади, неравномерность дыхания и учащение пульса отмечаются при нарастании скорости движения и, особенно, при резком торможени.

Все это свидетельствует о том, что при нахождении лошади в коневозке ее опорно-двигательный аппарат не только несет большую статическую нагрузку, но, главное, находится в в напряжении для того, чтобы созранять вертикальное положение в постоянно меняющейся обстановке. Эта постоянная готовность, требующая постоянного тонуса скелетных мышц, ведет к их выраженному утомлению и перенапряжению центральной нервной системы.

Формы поведения

Погрузка лошадей в транспортное средство, как правило, вызывает возбуждение их ЦНС и выраженные реакции сопротивления. В этот период происходит активация сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

 Наблюдения за реакциями лошадей во время их погрузки позволили выделить наиболее часто встречающиеся основные формы поведения лошадей в подобной ситуации:

  1. Нормальная. Лошади заходят в машину без активного принуждения, не осаживают с трапа, в машине ведут себя спокойно, хотя могут проявлять сильную ориентировочную реакцию.

  2. Пассивно-оборонительная. Лошади не проявляют активного сопротивления, но как бы "застывают". Состояние внешнего торможения у них сохраняется и в боксе коневозки.

  3. Агрессивно-оборонительная. Лошади проявляют активное сопротивление - встают "на дыбы", вырываются, пытаются убежать, спрыгивают или осаживают с трапа. Очень часто лошади этой группы получают при погрузке серьезные травмы, что ведет к выработке у них отрицательных условно-рефлекторных связей.

Влияние кратковременной перевозки

При непродолжительных перевозках (0.5 - 24 часа) отмечается возбуждение ЦНС, связанное с погрузкой и адаптацией организма лошадей к новым условиям, что сказывается на активации дыхательной, сердечно-сосудистой систем и в целом характеризует развитие в организме лошадей ранней стадии стрессовой реакции - стадии "мобилизации".

Получасовая перевозка в спецавтотранспорте приводит к повышению частоты дыхания, но снижению частоты пульса. Состояние организма лошади при кратковременной транспортировке в целом можно охарактеризовать как перенапряжение, сопровождающееся активной мобилизацией защитных механизмов (в том числе повышение активности сердечно-сосудистой и дыхательной систем). При этом приспособление к неадекватным условиям среды может быть только кратковременным.

Продолжительность транспортировки до 24 часов вызывает ослабление ярковыраженной при погрузке реакции дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В период суточной перевозки в организме лошадей наблюдаются признаки дольнейшего развития стрессовой реакции: усиление ответа на кожную пробу, на окрик, мгнвонное изменение ситуации (остановка, повороты, открывание и закрывание дверей автотранспорта). Таким образом, при продолжительной транспортировке, когда ослабляется эмоциональная реакция на незнакомую обстановку, на первый план выходит активация систем, обеспечивающих устойчивость организма в новых неблагоприятных условиях.

Длительные переезды

При длительных автопереездах (48-96 часов) в результате общего утомления организма лошади в ее ЦНС начинает преобладать действие торможения, приводящее к потере тренированности и развитию различных патологических состояний. К моменту окончания длительных транспортировок у лошадей наблюдается утомление скелетной мускулатуры.

При длительных перевозках у лошадей наблюдаются признаки угнетения основных функций организма: снижение функциональной активности, постепенное снижение частоты пульса и дыхания до величин, приближающихся к исходному уровню. Наблюдается падение тонуса мускулатуры в следствие ее утомления. Состояние лошадей при длительных перевозках можно охарактеризовать как перенапряжение, для которого характерна недостаточность защитно-приспособительных механизмов организма лошади. При этом существует опасность перенапряжения регуляторных функций.

Процессы восстановления

Наблюдения за процессами восстановления даже после сравнительно непродолжительой транспортировке (до 24 часов) подтверждают значительное отрицательное воздействие, которое оказывает транспортный стресс на организм лошади. При этом следует отметить, что даже максимальные соревновательные нагрузки требуют более короткого периода восстановления функций организма лошади.

Таким образом, длительные транспортировки (свыше 24 часов) наиболее часто приводят к развитию различных патологических состояний организма лошадей; сопряжены с ослаблением их адаптивных возможностей, потерей тренированности и требуют для восстановления период отдыха, как правило, равный сроку перевозки. Кроме того, регистрируются случаи возникновения "транспортной болезни" (в т.ч. с моментальной формой течения, приводящей к парезу конечностей и летальному исходу).

"Транспортная болезнь" 

Клиническое течение "транспортной болезни" характеризуется учащенным дыханием и сердцебиением, увеличенным потоотделением, нарастающим беспокойством, выражающимся бегом лошади на месте со стремлением вперед. При проявлении болезни автоконевоз останавливают, по возможности производят выгрузку больной лошади, шаговую проводку, после чего дают транквилизатор в дозах, рекомендуемых ветеринарным врачом. После наступления действия препарата, когда лошадь начинает чувствовать себя "уверенно", транспортировку можно продолжить.

Применение транквилизаторов

Скармливание лошадям транквилизаторов за 12-24 часа до погрузки в транспортное средство оказывает успокающее действие на ЦНС, ослабляет оборонительные и стрессовые реакции, облегчает погрузку, сокращает ее время в 3-4 раза.

У лошадей, получающих транквилизаторы, процедура погрузки вызывает менее выраженную стрессовую реакцию, чем у лошадей, не получающих препараты. Вместе с тем, в первые часы транспортировки наблюдается менее сильное учащение пульса и дыхания, с меньшим напряжением мускулатуры на внешние раздражители. При более продолжительных периодах транспортировки лошади менее раздражительны, имеют слабую ответную реакцию на кожную пробу. Но нельзя забывать, что правильно рассчитать дозировку и время применения препарата может только ветеринарный врач!

Как сократить стресс при перевозке?

Для профилактики травматизма, снижения перевозбуждения и реакций сопротивления лошадей, а также сокращение времени на погрузку животных в автотранспортное средство, целесообразно предварительно приучать лошадей к погрузке или применять транквилизаторы (например препарат "Ветранквил") за 12-24 часа до погрузки.

Для предотвращения неблагоприятных последствий транспортного стресса на организм лошади целесообразно сократить продолжительность перевозки без отдыха и вывода лошадей из машины до 48 часов. Этот период разбивается на промежутки "8+2" (8 часов автоконевоз движется, 2 часа - отдых, кормление и поение лошадей). При необходимости продолжать транспортировку далее, следует предоставлять лошадям не менее 24 часов отдыха в конюшне, с шаговыми проводками, для  восстановления функционального состояния их организма. И только после суточного отдыха лошади в конюшне транспортировку можно продолжать.

После окончания транспортировки лошадей (особенно длительностью свыше 48 часов) следует предоставлять животным отдых в течение суток, в целях нормализации изменений основных функций организма лошади и восстановления ее работоспособности.

Возврат к списку